Официальный сайт Администрации
1. Избавьтесь от слов-паразитов
«Ну это самое», «как бы», «типа», «ну…», — от таких бессмысленных речевых оборотов нужно обязательно избавляться. Это пустые, сорные слова, которые не несут никакой полезной смысловой нагрузки. У человека могут быть проблемы с дикцией, и окружающие отнесутся с пониманием. Если же ваши фразы изобилуют вышеуказанными «словами-паразитами», то с вами вряд ли захотят общаться еще раз. Постарайтесь выражаться грамотно и по делу.
2. Перестаньте материться
Нет, конечно же, если ваши основные собеседники – это уличная гопота, то без мастерского жонглирования матерными словами не обойтись. Но при общении с нормальными людьми мат – это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравится общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.
3. Грубые жаргонизмы – ваш враг
Жаргонизмы и грамотная речь – это два почти несовместимых понятия. Почти – потому что жаргон бывает разный. Конечно, два системных администратора намного быстрее поймут друг друга, если будут использовать в своей речи «свитч», а не «сетевой коммутатор», но в остальных случаях вещи лучше называть своими именами. Особенно сильно раздражает полууголовный и «падонкаффский» сленг – это неприятно и неинтересно. Избавьте свою речь от этих вредных оборотов. Скажите как есть: «мы быстро добрались, т.к. нам повезло – на светофорах горел зеленый сигнал», вместо «епта, мы ща ваще прочухали досюда по зелененькой».
4. Краткость – сестра таланта
Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем «растекаться ею по древу». Грамотная речь предполагает умение изъясняться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым. Изучите также правила культурного общения.
5. Варьируйте свою речь в зависимости от ситуации
Вашему начальнику вряд ли понравится, если его будут очно называть «Витек», да и друг, на обращение «Вячеслав Леонидович…», услышанное от вас, в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Научитесь говорить с собеседником на «одном языке», и общение будет более продуктивным.
6. Перестаньте постоянно извиняться
У многих людей есть привычка строить свои фразы заранее извиняющимся тоном. Им кажется, что так они быстрее вызовут расположение к себе. Это не верно. Уверенная, прямолинейная (в умеренных, конечно, пределах) речь подействует на собеседника намного лучше, чем «Мне не очень удобно просить, но, может быть вы согласитесь…» и т.п. Будьте увереннее и напористей.
7. Следите за отдачей
Если ваша речь вызывает у собеседника явное отторжение, может стоит подумать, почему? Попытайтесь понять, что ему не нравится в говоре? То, как вы строите фразы. Или, может быть, тон голоса, или скорость речи, или слова-паразиты. Думайте, анализируйте свою речь, меняйте ее – это не так сложно. Нужно только захотеть.
8. Пополняйте свой словарный запас
Читайте больше литературы («дамские детективы» и бесплатные анекдоты» не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом – используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос «что ты делаешь сегодня вечером?», отвечает: «Занимаюсь сиестой», – это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста – это послеобеденный отдых»).
9. Изучайте специализированную литературу
Если же вы хотите не просто повысить грамотность своей речи, а стать по-настоящему искусным оратором, то без хорошей, специализированной литературы не обойтись. Какой? Лично мне в этом плане очень нравятся материалы Радислава Гандапаса – без лишний воды и действительно по делу. Также могу порекомендовать книгу «Секреты стилистики» от авторов И.Голуб и Д.Розенталя
На один уровень выше